РЕЦЕНЗИИ/RECENSES

На альбом "Знамя Фей. Книга I":

Kev Rowland (www.progarchives.com):

«Лантинор» начинал как хард-рок группа из Барнаула, административного центра Алтайского Края в России. После некоторых изменений в составе стиль группы преобразился во что-то более британское с элементами фолка. Им удалось привлечь поклонников, но после выпуска дебютного альбома группа пропала из поля зрения. Лидер группы Александр Каминский за этот период записал четыре альбома под вывеской «Лантинор», а собственно группа возродилась в 2005 году. С тех пор они выпустили альбомы «Книга Заклинаний» и «Последнее Чудо Света», а теперь вернулись с альбомом «Знамя Фей. Книга 1». Возможно, это концептуальный альбом, но поскольку все тексты на русском языке и поскольку я его не понимаю, то голос является просто ещё одним инструментом в альбоме. Однако в музыкальном плане всё более чем понятно: так, они, скорее всего, взяли в качестве основы такие группы середины 70-х как Horslips и Jethro Tull, а затем добавили немного Jadis и Steve Hillage, чтобы создать звук из времён прошлого, этакий классический ретро-прог, если хотите. Гитарный звук чистый и отчётливый с краткими, но динамичными соло-партиями. Кроме того, ребята определённо способны варьировать стиль: они спокойно переходят на пауэр-поп и лёгкий панк, когда это нужно для музыкального развития композиции, или делают музыку многослойной и гармоничной, когда требуется. Чтобы заинтересовать слушателя, скажу так – если вы не особенно беспокоитесь по поводу языка, тогда это то, что заслуживает дальнейшего изучения. Необязательно, но стоит того, чтобы послушать.

Jon Neudorf (www.seaoftranquility.org):

Как только слово «феи» появляется в названии альбома, наверняка можно сказать, что это прогрессив-рок, и новый альбом русской группы «Лантинор» не является исключением. «Знамя Фей. Книга 1» - это определённо прогрессив-рок. Группа была сформирована в 1992 году и записанные шесть альбомов, я полагаю, это кое-что значит. Музыканты на новом альбоме следующие – Александр Каминский (гитара, вокал), Алина Булат (вокал), Антон Телков (струнные, перкуссия) и Дмитрий Мирошниченко (бас-гитара). Для меня основным элементом на протяжении альбома является гитара Каминского, играющего и на акустической, и на электрогитаре. Он превосходный гитарист и успешно справляется и с драматическими сольными пассажами, и с утончённой фразировкой, и с жёсткими риффами. Его голос, с другой стороны, не особо радует. Нет, он не ужасен, но уж точно к нему нужно привыкать, и я, надо сказать, так и не привык пока. Группа играет прогрессив-рок с определённо ретро-саундом, зачастую звучащим, как Yes, особенно ритмически. Так в звуке находят место элементы фолка, и вот это смешение тихих пассажей хорошо увязано с более тяжёлыми частями, хотя музыка нигде не приближается к металлу. Первый трек «Знамя Фей, часть1: На заре мира» имеет фолковое начало с красивой гитарой и мечтательными аккордами перед тем, как несколько утяжелиться. Превосходная гитара и звучание группы в целом демонстрируют несколько отличных музыкальных переходов. В захватывающем «Золотом Веке» присутствует саунд, здорово напоминающий Yes, в то время как «Джерика» представляет сложные риффовые ходы и нежные гитарные фрагменты определённо с привкусом 70-х. В целом, всё это было немного сродни котлу с разной смесью всего со всем. Музыкально это довольно-таки хорошо, но вот голос можно было бы несколько подулучшить. Я предлагаю вам послушать несколько фрагментов, и хватит с них.

Abaddon (www.musicwaves.fr), вольная интерпретация Google-перевода:

Компания MALS взяла за правило знакомить нас с русскими музыкальными произведениями и это похвально, ведь если польские группы уже давно стали привычными для нашего слушателя, то русские издания доходят до нас значительно реже. И вот, последняя работа группы «Лантинор», квартета, который не новичок в музыке, как ни как более 20 лет музыкальной деятельности и два студийных альбома в его активе. При внешнем рассмотрении эта музыка определённо из ранних 70-х, со всем этим изобилием, совмещением музыкальных идей, порой без связей между ними, украшенными многочисленными изменениями ритмов и тонов, что чем-то сродни тому, как поступали Yes в начале своего существования. Порой даже создаётся впечатление, что эти русские находят привлекательной такую вот раскрепощённую музыку, со всей её свободой, которую она в себя может вобрать. В своих продолжительных композициях, четыре из которых длятся от 8 до 21 минуты, «Лантинор» даёт полную свободу своей фантазии, вплетая элементы народной м-зыки или средневековья (как во 2-й части), или классических мелодий (наподобие группы Camel из 3-й части). Музыкальные темы прерываются порой довольно внезапно, без логического увязывания между собой, больше напоминая склеивание разрозненных частей, чем единое музыкальное произведение. Резюмирую, можно сказать, что слушатель, заинтригованный в первые минуты прослушивания этого альбома, найдёт в последствии много моментов, где можно улыбнуться над неловкостью этого произведения, что, кстати, удивительно для столь опытной группы. Не идёт ли «Лантинор» по хорошо проторенной дорожке, вместо того, чтобы открывать что-то новое? Слабое утешение для тоскующих по старым добрым временам расцвета арт-рока.

??? (kakereco.com/magazine), вольная интерпретация Google-перевода:

Новый альбом «Знамя Фей. Книга 1» представила группа «Лантинор» из России. Это динамичный симфоник-рок с подключениями то резких, то тонких и лиричных гитарных соло в духе гитариста «Genesis» Стива Хэккета, которые органично сосуществуют в альбоме. Акустические зарисовки своей изящной лиричностью напоминают ранних «Genesis», а некоторые ритмические ходы напоминают времена эпохи «Gentle Giant». Хотя и несомненно, что на музыку группы оказал решающее влияние британский прогрессив-рок 70-х годов, всё-таки в некоторых композициях тематические смены музыкальной фактуры напоминают построения старинной итальянской музыки. Также впечатляет продолжительность двух композиций – 15 минут и 21 минута. Но это сложность структуры не мешает восприятию элегантных и великолепных мелодий с русскими вокалом, представляющим собой самобытность России. Русская глубина и постоянно меняющаяся музыкальная палитра – в этом сила «Лантинора».

??? (http://kinesiscd.com):

Знамя Фей. Книга 1», который вы также могли видеть в продаже как «Стяг Фей. Книга 1» - это очень по-английски звучащий альбом, в стиле ранних 70-х, от группы из России под названием «Лантинор». Корни группы уходят в 1992 год, а первый их альбом датируется аж 1996 годом. Особенностью их музыки является англо-кельтский фолк-элемент, что позволяет говорить о влиянии таких групп, как Horslips, Jethro Tull, или Gryphon. Ранние Yes и Gentle Giant тоже, скорее всего, не обошли влиянием их музыку. Четыре из пяти треков спеты на русском, один на английском. Зная, как много людей в мире всё ещё не способны слушать музыку не на английском языке, а также насколько помогла в этом отношении та единственная песня с альбома на английском, можно с уверенностью сказать, что это было бы просто замечательно, если бы следующий альбом группа записала бы именно для международного рынка и он был бы в основном на английском. Послушайте аудио треки, этот альбом нам очень понравился.

JOEL ATLAS (Dutch Progressive Rock Page):

«Лантинор» - это существующая уже давно российская группа, руководимая гитаристом, вокалистом и композитором Александром Каминским. На недавнем альбоме группы «Знамя Фей. Книга 1» к нему присоединились: Алина Булат (вокал), Антон Телков (струнные, перкуссия), Дмитрий Мирошниченко (бас). Этот диск является концептуальным альбомом в стиле фолк-прогрессив, в котором, как написано на обложке, «рассказывается о приходе на землю Четвёртой Расы, символом могущества и защиты которой был символ под названием «Знамя Фей». Насколько можно понять из написанного, история эта совершенно дурацкая, и, слава богу, всё это поётся (в основном) на русском. Отправные точки для истоков музыки альбома весьма разнообразны. Первым, что приходит на ум, хотя и не так выражено, это влияние «Jethro Tull», в основном засчёт фолк-прогрессив элементов, содержащихся в музыке, а также за счёт игры гитариста А. Каминского, стиль которого напоминает стиль гитариста «Jethro Tull» Мартина Барре. Но игра А.Каминского на гитаре – великолепная на всём протяжении альбома и служащая доминирующей силой на диске – не следует какому-то одному стилю. Временами она напоминает игру Эрика Клэптона или даже «Bad Company». Также можно отметить, что имеются стилистические посылы к таким группам, как «Camel» и «Gryphon». К сожалению, вокалист А.Каминский не дотягивает до гитариста А.Каминского. Его чистая дикция импрессивна, но подобная характеристика делает пение невыразительным (хотя и оно и улучшается в процессе звучания альбома), особенно в контексте прогрессив-рока. Сухой вокальный стиль на ряду с языковым барьером (для меня, по крайней мере) вряд ли позволит получить удовольствие. Периодически появляющиеся женские вокальные партии хоть как-то смягчают эту картину. Открывающая альбом первая часть звучит как «Rush» ранних восьмидесятых. Внезапно появляющийся вокал несколько дисгармонирует это ощущение. Затем следуют прогрессивная, этакая томная тема, акцентированная очень любопытной соло-гитарой и гитарой на заднем плане. Часть вторая идёт как-будто урывками, и, как результат, трудно воспринимаема. Но вокальные партии, тем не менее, довольно-таки цепляющие. Часть третья также перегружена всевозможными переходами: вначале идёт спокойное пении, а потом темп композиции вдруг резко ускоряется, заканчиваясь умиротворённой атмосферой с красивыми гитарными вставками. Четвёртая часть альбома, наименее, так скажем прогрессивная, открывается коротким загадочным вступлением в духе «Camel» 70-х, затем переходит в повторяющийся вокал и ритм. Как и на всём протяжении альбома, гитара на этой части, играющая на этот раз в стиле классического рока, является доминирующей. Разрывает многочастное полотно альбома более прочно скроенная композиция «Jerica», сравнимая с ранними «Jethro Tull». Это необычная, хорошо написанная песня, хотя её расположение в середине «эпического» альбома не совсем понятно. Резюмируя можно отметить, что «Знамя Фей» - это сильный, хотя и противоречивый, диск. Стиль, или лучше сказать – сочетание стилей – в большей степени оригинальны, композиции сложные и интересные, а исполнение – великолепно. Вокал лидера является, правда, слабым звеном, но в целом – это очень креативный диск, который порадует внимательного слушателя. Оценка: 7.5 из 10

Olav M Bjornsen (Uzbekistan Progressive Rock Pages):

Вступление: Российская группа «Лантинор» была сформирована в 1992 году, записала один альбом и распалась. Однако лидер группы Александр Каминский решил продолжить музыкальную деятельность, и в разных составах «Лантинор» записал некоторое количество альбомов за эти годы. «Знамя Фей.Книга 1» их восьмой полноценный альбом, выпущенный на лэйбле MALS в 2013 году.

Анализ: «Лантинор», кажется, одна из тех групп, которые, работая на протяжении долгих лет, не смогла вырваться за пределы своей основной аудитории. За 20-летнюю историю группа оставляет о себе лишь некоторые упоминания на русскоязычных сайтах, так что, если бы не MALS, мы могли бы пропустить и «Знамя Фей. Книга 1». Общий стиль группы на этом альбоме, как представляется, сцементирован на ретро-ориентированном разнообразии хард-рока в рамках прогрессив-рока. Большое многообразие задействованных стилей, множественные изменения в темпе, интенсивности, в том числе и в стилистической выразительности - ключевые слова, чтобы описать этот альбом. Те, кто знаком с русским языком, оценят и концептуальную историю, рассказанную в этом альбоме, по крайней мере, любители фэнтези точно. В самые драматические моменты «Лантинор» немного напоминает мне ранних Iron Maiden. Напряжённые мелодийные темы, совмещённые с галлопирующей бас-гитарой и гитарными риффами всё же более близки хард-року 70-х, чем хэви-металлу 80-х. И тут же интенсивность музыки снижается, и акустические гитары, совмещённые с робкими, окрашенными словно в тёмные тона риффами, отдалённо напоминают старых добрых Jethro Tull. Случайно порой появляющийся клавишный фон, поддерживающий доминирующую гитару, является прекрасным штрихом в этих случаях, так же, как когда «Лантинор» устремляется к более хард-роковому звучанию с отрывистыми стаккато гитарных риффов, выходящих на первый план. Заключительным штрихом их стиля являются тихие акустические гитарные вставки или проигрыши на гитаре с неискажённым звуком, чем-то напоминающие мне «Rush» 70-х годов в их самые меланхоличные моменты, впрочем, в направлении «Rush» подчас ведут и некоторые хард-роковые проигрыши. «Лантинору» удаётся совместить эти направления в красивой и логичной манере, добавляя сюда инструментальные зарисовки из фанка и джаз-рока. Наряду с эффектным спокойным вокалом общее впечатление от музыки остаётся хорошим на всём протяжении. Ещё одну деталь можно отметить – это мягкие короткие соло слайд-гитары того типа, который заставляет меня вспомнить группы прогрессив-рока 70-х. Общее настроение поддерживают также тихие атмосферные мелодии, вплетаясь в общую палитру настроения от альбома. Также достойны упоминания часто используемые гитарные текстуры с элементами фолк-рока, выходящие далеко за рамки гигантов этого стиля «Jethro Tull». Заключение: «Лантинор» на этом альбоме показал себя группой со своим почерком и стилем, абсолютно уверенной в той музыке, которую создаёт и представляет. Прогрессив-рок 70-х с более хард-роковым звучанием, непринуждённо скомбинированный с изысканностью фолк-рока представляется основой стиля этой группы, что, как думается, оценят любители таких коллективов, как «Rush» и «Jethro Tull», которые делали нечто подобное добрых 35 лет назад.

Jessica Attene (www.arlequins.it), вольная интерпретация Google-перевода:

Пересказать историю «Лантинора», возникшего из пепла школьной группы из Барнаула, города на юго-западе Сибири, не так-то просто. Наверняка можно сказать, что «Лантинор», чьим постоянным элементом является гитарист Александр Каминский, претерпел различные видоизменения состава, прошёл стилистические преобразования от сырого хард-рока до симфонического прог-рока с элементами фолка. Запись альбомов началась с записанной в 1996 году «Летописи Лантинора. 1 эпоха», где сразу проявилась любовь к стилю фэнтези, но в период от 1997 до 2005 года группы как таковой не существовало. Лидер записывал в домашних условиях серию альбомов с приглашёнными музыкантами, с которыми он изредка появлялся на радио с акустическими версиями своих песен. Так в дискографии появились альбомы «Предания леса» (2001), «Летопись Лантинора. 2 эпоха» (2004), «Симфонии девяти планет» (2004) и «Товарищ» (2005). В 2005 году группа собирается вновь, участвует в различных фестивалях и начинает составлять материал для нового альбома «Книга Заклинаний», записанный в 2008 году и задуманный и осуществлённый как плод коллективного сотрудничества музыкантов, что вывело качество записанного материала на новый более высокий уровень. Затем 2009 году следует альбом «Последнее чудо света», записанный А.Каминским совместно с поэтом и певцом Дмитрием Малышкиным в несколько более простой и легкомысленной манере. Вот мы и добрались до наших дней, когда в конце 2012 года был выпущен и официально издан первый двойной альбом группы. Он вдохновлён научно-фантастическими произведениями знаменитого советского палеонтолога Ивана Ефремова и его идеями о гиперцивилизованном обществе будущего. В альбоме рассказывается о внеземном артефакте «Знамя Фей», с помощью которого четвёртая раса людей достигла не только технологического, но и духовного совершенства. В результате заговора враждебных сил, артефакт был утерян, и новая раса людей, пришедшая на смену четвёртой, привела планету к мировой войне и духовному разложению. К сожалению, тексты на русском языке не дают нам в полной мере оценить эту сторону альбома, но музыка, тем не менее, достаточна живописна, чтобы стимулировать фантазию слушателя. В её палитре можно найти массу влияний, прикрытых, пожалуй, немного наивным способом, но совокупный музыкальный эффект получился неординарным и интересным. Возможно, поэтому музыка, непричёсанная и непредсказуемо стихийная, заставляют меня вспомнить эпоху, в которой в России молодые возникающие группы записывались в подпольных студиях и играли свою музыку для публики, собирающейся в подвалах. Сама подача материала, преподносимого Александром Каминским, напоминает манеру того самого знаменитого лидера «Аквариума» Бориса Гребенщикова, или по меньшей мере копирует его стиль. Появляющиеся то тут, то там элементы хард-рока также напоминают выше упомянутый коллектив, а кроме того, и группу «Автограф» в своём симфоническом варианте. Притом в музыкальной палитре нередко проявляются элементы фолк-музыки, отчего приходят на ум ассоциации с “Gryphon”, “Gentle Giant”, “Yes”или “Jethro Tull”, но это всегда происходит на уровне быстрых дежа-вю, а не так, как в наших южных широтах, где вышеупомянутые группы оставили после себя легионы клонов, да и само упоминание “Yes”или “Jethro Tull” уже вызывает в голове некий шаблон. Но в случае «Лантинора» подход к музыки более стихийный и сырой: тот, кто знаком с творчеством советских групп, сможет представить себе более точно, о чём идёт речь. Несмотря на сложную структуру альбома, в нём нет ничего эпического. Часто партитуры упрощаются, и составные части музыкальных номеров кажутся немного разъединёнными, но совокупный результат весьма необычен, так что можно спокойно закрыть глаза на некоторые наивные моменты. Очень грациозными и волшебными являются вокальные партии Алины Булат, которую можно было бы задействовать и в большем количестве номеров. Её вокал, таким образом, находит своё место в этой странной мозаике вместе со многими другими странностями. В общем, если вы будете ожидать от этого альбома привычной для вас шаблонности, то это не тот случай. Но, если вы любопытны, или лучше еще, если вам нравятся некоторые советские рок-группы, упоминаемые здесь, вы смогли бы хорошо провести время, слушая этот альбом.

На альбом "Книга заклинаний":

Алена Гаспарян

На альбом "Товарищ":

Кирилл Захаров

На альбом "Летописи Лантинора. Эпоха II":

Кирилл Захаров
М.Ручьев
Fiord

На альбом "Предания леса":

Кирилл Захаров, Константин Боенко
Костя 7ёнов