ЛЕТОПИСЬ/CHRONICLE

Летопись «Лантинора» – правдивая & окончательная

«Лантинор» - это музыкальный проект (можно даже вспомнить советский термин «творческая лаборатория») непрофессиональных музыкантов, поддерживаемый в биологически-активном состоянии его основателем (а также автором слов и музыки, гитаристом, звукорежиссером, дизайнером обложек альбомов и прочая-прочая…) Александром Каминским. История «Лантинора» - это череда стилистических экспериментов, стихия наплевательского отношения к концертной деятельности и трепетного подхода к магии звукозаписи. Подбор музыкантов, а точнее друзей, для участия в этом проекте всегда происходил по принципу «неважно, как ты играешь, главное, что человек хороший». Иметь право на творческий хаос и музыкальный беспредел в аранжировках композиций – эту творческую свободу лидер «Лантинора» отстаивал на протяжении всей истории своей полуподпольной группы.

Стиль «Лантинора» в основном определяли такие направления, как фолк-рок и прогрессив-рок, в разных пропорциях смешиваясь между собой с добавлением других стилей: арт-панка, психоделического рока, хард-рока, даже того, что принято называть «русским роком».

«Лантинор» как музыкальный проект вышел из анархического и аморфного клуба людей, по большей части знакомых ещё по школе №22 г. Барнаула, объединённых в сообщество, скажем так, любителей поболтать о мистической культуре. Здесь проходили обсуждения книг Кастанеды, Блаватской, Мэнли Холла, Умберто Эко, Толкиена и Рерихов, музыки «Аквариума», «Jethro Tull», «Dead Can Dance», Captain Beefheart, «Can», Holger Czukay, Syd Barrett а также авторского кино со всего мира, проходили практические занятия по контакту со спящими людьми на расстоянии, вызыванию стихийных элементалий (разумеется, безуспешно), гипнозу и тому подобному. В промежутках между словоблудием и тусовкой многие участники этой магической лаборатории еще и производили музыкальные эксперименты, в различных сочетаниях породив несколько рок-групп. Одним из этих коллективов и стал «Лантинор».

После распада своей первой школьной команды «Wild West», игравшей подростково-самовлюбленный хард-рок (однажды все просто забыли прийти на репетицию, и группа мгновенно перестала существовать), а совпало это по времени как раз с распадом Советского Союза, что не может не наводить на кое-какие мистические причинно-следственные связи… Одним словом, осенью 1992 года А.Каминский в возрасте 17 лет собрал свою вторую, совершенно не похожую на первую. группу с твёрдым намерением не распускать её до самой смерти: бас-гитара – Геннадий Самарин, соло-гитара Фёдор Голев, клавишные – Стас Воронков, ударные – Владимир Малышкин и А.Каминский – ритм-гитара и вокал. В этом составе «музыканты» учились играть на музыкальных инструментах целых 3 года. Вся музыка сочинялась Фёдором и Александром. Это была смесь наивного «европейского» фолк-рока (можете сами представить, какое представление о нем могло быть у вчерашних школьников в глубокой постсоветской провинции) и текстов мистического содержания о некоей вымышленной стране, которую лидеру ансамбля пришлось придумывать на ходу, дабы не петь о любви или экологии, или любви к экологии, или экологии любви, о чём было так модно говорить в лихие 90-е. Стилистически это было близко, пожалуй, к группе «Current 93», только с синтезатором и в электрическом варианте. Теперь накладываем на всё это абсолютное пренебрежение к качеству игры на музыкальных инструментах, отсутствие самих инструментов – вот и получился «Лантинор» середины 90-х годов. Иногда группа принимала участие в многочисленных в то время фестивалях и перфомансах, впрочем, без особого желания: привычка играть на знакомых квартирах при свечах для единомышленников привила стойкое нежелание делиться своей по крупинкам созданной атмосферой с чужой аудиторией, обычно оравшей на сейшенах «Мясо давай!». Зачастую выступления группы заканчивались предсказуемой обструкцией. Когда самодеятельный коллектив, репетирующий в лучшем случае пару часов раз в неделю, принимается играть шестиминутную пьесу в духе «Jethro Tull», сбивается и начинает играть снова, сделав вид, что это такая аранжировка – на аудиторию, накачанную алкоголем и травкой, жаждущую порезвиться под металл и панк, такие вольности действовали хуже красной тряпки.

Свой первый альбом в указанном выше составе «Лантинор» записал вживую на репетициях 1995-1996 годов на бытовые магнитофоны, которые попадались под горячую руку. Высшим достижением (и логическим завершением абсурдического периода) можно назвать композицию «Эпилог», в которую музыканты умудрились впихнуть классическую средневековую мелодию, музыку из советского мультфильма «Алиса в Зазеркалье» и большое количество слабо сочетающихся между собой мелодий собственного сочинения. А пелось в ней – правильно – про смерть. В общем, сошло за арт-рок. После того, как группу в начале 1997 года выставили из помещения Дворца пионеров при ТЮЗе (на пионеров бородатые интеллектуалы уже категорически перестали походить), она прекратила своё существование в прежнем составе. Творческий тандем А.Каминского и Ф.Голева, тем не менее, продолжал сочинять песни весь остаток 90-х. Они и стали основой для всех последующих альбомов.

В 2001 году А.Каминский стал сотрудничать с программистом-мультиинструменталистом Александром Куреевым (который для своего проекта «19» с трудом осваивал игру на бас-гитаре, но был гением компьютерной звукозаписи) и флейтистом Антоном Телковым, который учился в музыкальном училище по классу флейты, правда, на двойки. В таком составе музыканты записали два альбома, вошедшими в официальную дискографию «Лантинора», а именно – «Предания Леса» и «Летопись Лантинора. 2 эпоха». Стилистически это был некий «фэнтези-рок» с обилием синтезаторов и текстами мифологического плана. Но лучшим альбомом этой троицы (некоторые партии гитары записал для него Ф. Голев – автор многих аранжировок лантиноровских песен) стал альбом «Товарищ» 2005 года. «Товарищ» был практически гитарным альбомом, более роковым по звуку, да и по текстам: из них практически ушла фэнтезийная тематика, уступив место социальным и экзистенциалистским мотивам, а также аллюзиям на русских поэтов Серебряного века (тут были отсылки и к Гумилёву, и Ахматовой, и Пастернаку).

В середине «нулевых» внезапно (Фёдор, переключившийся к тому времени на роль менеджера группы, договорился о выступлении ее на этно-фестивалях «Тайга» в Новосибирске) актуальность снова приобрел полноценный концертный состав «Лантинора».

Семнадцатилетний Алексей Лукашин откликнулся на объявление в Интернете и стал её бас-гитаристом. Он в свою очередь подсказал кандидатуру Евгения Кулика на место барабанщика (тому было 20 лет), а гитариста Максима Чалдаева (22 года) пригласил флейтист Антон Телков.

Период с 2005-го по 2008 год для группы ознаменовался единственным (пока) в ее истории всплеском концертной деятельности. Теперь «Лантинор» обосновался на репетиционной базе, где работал Лукашин, в готическом здании бывшего женского монастыря XIX века. Стиль коллектива под воздействием молодых музыкантов неожиданно превратился в модный British-Rock, но потом к концертам подключился Антон Телков, купивший к тому времени волынку, и группа, к немалому облегчению ее лидера, сделала обратный разворот в сторону фолк-рока. Волынка принималась публикой «на ура» в любом зале, а Телков умудрялся ещё и зарабатывать с её помощью на улицах Барнаула и Новосибирска. Народ обступал музыканта плотной толпой всегда – так он накопил на индийский ситар, который музыканты использовали для записи нового альбома в 2007 году. Репертуар того времени составляли такие песни, как «На проспектах весны», для которой пришлось специально придумать второй куплет, поскольку музыканты не успевали наиграться, «Товарищ», «Если верить моим часам», «Middle-Earth Paradise», которую усилиями Макса Чалдаева развернули в тяжёлую восьмиминутную композицию для клубов. Под фолк-фестивали в Новосибирске в 2007 году разучили средневековую пьесу из репертуара группы «Gryphon» и взяли с собой вокалистку Катю Злобину и флейтиста Сергея Кротова (Телков к тому времени переехал жить в Москву).

В 2008 году А. Каминский, досыта наевшись концертами, опять возвращается к магии звукозаписи на дому в компании тех друзей из всех составов «Лантинора», которые хотели принять в этом участие.

В записи альбома «Книга Заклинаний» (2008 г.) принимало такое число людей из числа новых знакомых, которыми группа обзавелась за тот период, что список едва вошёл на внутреннюю сторону обложки диска. Чего только стоит участие трёх вокалисток: Кати Злобиной, Алины Булат и Натальи Волуйских! В альбоме «Лантинор» возвращался к своим фолковым и фэнтезийным корням, даже к сказочным мотивам; концепцией альбома стал беззаботный взгляд ребенка на окружающий мир, бескрайний, чарующий и радостный.

Для двойного альбома «Знамя Фей» (2012 г.), разрабатывавшегося уже давно, из записанного репертуара Антона Телкова были отобраны композиции на самодельных гуслях и других непонятных струнных инструментах, Алина Булат записала все партии бэк-вокала, Дмитрий Мирошниченко, игравший с группой с 2007 по 2009 год, разработал партии бас-гитары, а А. Каминский по традиции записал все остальные инструменты. Поскольку синтезатора в наличии не оказалось, то обошлись без него. Так что альбом волей-неволей получился гитарным, да и вообще, это был не альбом в привычном для рока смысле, а, скорее, рок-симфония о крушении идеальной супер-духовной Империи, инспирированная книгами Ивана Ефремова. Кто-то увидит в этом масштабном музыкальном полотне отголоски «величайшей геополитической катастрофы ХХ века» (с), и, возможно, даже будет прав, кто знает? Во всяком случае, ностальгия по временам (советского!) детства лидера группы явственно сквозит на всём протяжении этого двухчасового эпика… Структурно «Знамя Фей» выдержан по всем симфоническим канонам с медленной раскруткой вначале, центральным апофеозом драмы, переходящей в трагедию, и катарсисом заключения. Саунд альбома намного тяжелее и психоделичнее предыдущих работ группы, он приближается к стандартам золотой эпохи прогрессив-рока, хотя характерные для «Лантинора» фолковые и бардовские мотивы тоже имеют место быть.

Альбом издал московский лэйбл MALS LTD в июне 2013 года. Событие это для непрофессиональной (если не сказать, подпольной) группы было,немаловажным - группу, благодаря компании MALS, услышали во многих странах мира, откуда до сих пор идут неплохие (для первого изданного альбома) рецензии от различных, ориентированных на прогрессив-рок, сайтов и журналов.

Вторая часть «двойника» записана и в настоящее время ждет своего издателя.

Сейчас идёт работа над записью диска «Шоу в клубе «Горный Хрусталь» - скорее всего, последнего социального альбома группы, который расставит наконец-то все точки над «ё» по вопросам: кто виноват, что делать, кем быть… и кто же всё-таки сказал «Мяу»?

Дискография группы:

1. Летопись Лантинора. 1 эпоха – 1996 г.

2. Предания леса – 2001 г.

3. Летопись Лантинора. 2 эпоха – 2004 г.

4. Симфонии девяти планет – 2004 г.

5. Товарищ – 2005 г.

6. Книга Заклинаний – 2008 г.

7. Последнее Чудо Света – 2009 г.

8. Знамя Фей (2CD) – 2012 г.